Сценический образ

В 1964 г. Питер Брук сказал о Жане Жене: «Он (точно так же, как Дж. Арден и С. Беккет) создает сценический образ — структуру сценического поведения и положений, из которых можно вычитывать самые различные, дополняющие друг друга и противоположные значения. «Гамлет» — тоже ведь не что иное, как сценическая конструкция, которую, хотя сама она не изменяется, можно читать и перечитывать при воплощении, всегда находя новое содержание, а это, я думаю, и есть сущность всякой структуры и ритуала».

Брук хочет здесь уйти от однозначности: во всякой ситуации есть что-то большее, чем она из себя представляет. Для этого в небольшой экспериментальной труппе проводилась тренировка актера с маской: маска, закрывая лицо, должна была вынудить актера к условной передаче той или иной эмоции. Прюток или крик будут менее натуралистичны. Для этого актерского эксперимента было подобрано несколько пьес, начиная с бюхнеровского «Войцека», а сам эксперимент был назван «театром жестокости». Эксперимент прошел мало замеченным, но в том же году прогремел спектакль Брука «Марат/Сад», после которого о «театре жестокости» заговорили везде.

О ритуале применительно к драмам Шекспира говорил II. Холл, руководитель Королевской Шекспировской труппы: «Ритуал — повторяющиеся схемы человеческого поведения, имеющие в своей основе инстинкт». Слово «ритуал» значит здесь не только технический эксперимент, поиск новых средств театральной выразительности.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031