Сомневающийся зритель

Сомневающийся зритель

Эпизод написан настолько убедительно — рыцари даже названы по именам — что возвращает зрителя в реальный мир и неминуемо заставляет задуматься над всем происшедшим, а не просто воспринять события эмоционально. Но Элиот как бы провозглашает, что момент сомнения необходим для полного познания истины.

«…если и есть за нами какая-нибудь вина, вы должны разделить ее с нами»,- заявляет аудитории один из рыцарей. И сомневающийся зритель должен, по мнению автора, признать, что убийство Томаса — преступление, ибо оно совершено в целях укрепления мирской власти в ущерб власти божественной. Й на сегодняшнего зрителя тоже падает часть этой вины.

Финал пьесы — великолепный по форме реквием. Монументальный «Те Вешп», в котором священники молятся о Томасе и оплакивают его смерть, сменяется более светлой «La-crimosa» — женщины Кентербери славят победу героя. Христианский парадокс мученичества, требующий одновременно плача и радости, облачен здесь в адекватную драматическую форму.

Достоинства драматической формы выражены в полифоничности, которая достигается путем мастерского переплетения и разработки основных тем драмы — природы мученичества и его значения для мира. Основной трудностью для автора явился, несомненно, момент наивысшей кульминации — «прозрение» Томаса: вся сложность здесь в том, что первая часть пьесы совершенно лишена действия. Переворот совершается изнутри, довольно внезапно. Вероятно поэтому гораздо большее впечатление производит не перемена в герое, а реакция хора на происходящие события. В своей статье «Поэзия и драма» Элиот выделяет два момента особого значения хора — концентрация действия на смерти и мученичестве и компенсация тех сценических дефектов, которыми изобилует пьеса. Однако значение хоров «Убийства в соборе» этим не исчерпывается. Именно здесь сконцентрирована и сама драма, и лучшие эпизоды пьесы, с точки зрения поэзии.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031