Способность к взаимозаменяемости

Способность к взаимозаменяемости

Они больше не существуют, они могут «стать» кем угодно, чем угодно, ибо, не будучи собой, они принимают обличье других… они взаимозаменяемы; можно поставить Мартэнов на место Смитов и наоборот, этого не будет заметно. Трагический персонаж не изменяется, он разбивается, он является самим собой, он реален. Комические персонажи — это те люди, которые не существуют».

Такая способность к взаимозаменяемости, вызванная полным поглощением потерявшего всякую индивидуальность человека своим социальным окружением, получила в литературе название «потеря самоидентичности» (или «самотождественности»). Стандартизация и нивелировка стирают последние индивидуальные различия. Все становится «как у Джонсов»: дом, мебель, машина, мысли, слова.

Романтические двойники (к ним можно причислись и оживший нос гоголевского майора Ковалева) получили в свое время возможность вести самостоятельное существование, так как кроме отчуждаемых социальных функций, из которых они составлены, для их признания в качестве полноправных членов общества ничего не требовалось. В гораздо худшем положении оказались оригиналы, оставшиеся со своей никому не нужной человеческой сущностью. Мир комических персонажей Ионеско — это мир одних двойников без оригиналов.

Свою взаимозаменяемость, отсутствие внутренней цельности персонажи ранних пьес Ионеско демонстрируют, бездумно отдаваясь во власть штампов и плоских сентенций, существующих как бы отдельно от людей, настолько они безличны. Это расхождение языка и жизни проявляется в намеренной фантастичности происходящего на сцене. Можно удивляться самым обыкновенным вещам и воспринимать как должное любую фантастику: и то, и другое в равной степени удалено от непосредственного восприятия, вместо него существует готовая схема.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031