Толкование деталей

Толкование деталей и оттенков этой идейной схемы может быть достаточно широким. Замысел воплощен Шенбергом с изумительным мастерством и силой художественного воздействия. Философская опера-оратория, вопреки общераспространенным предрассудкам, не лишена и своеобразной театральности. Музыка, построенная на одной двенадцати- звучной серии, предельно красочна и выразительна. Слушатель не подозревает о присутствии какой-либо «серии» и о манипуляциях с ней. «Техника» сочинения остается незаметной. Чувствуется, однако, прочное единство музыкальных интонаций, гармоническое равновесие музыкальной формы.

Многострадальное и незаконченное произведение оказалось высоким художественным образцом, свободным от противоречий, приписываемых ему по странной инерции мышления современниками. А действительное противоречие стоит вне музыки: противоречие между интеллектуализмом произведения и поверхностно-чувственным восприятием большинства оперной публики. Уместно было бы здесь заметить, что если строгий интеллектуализм вообще чужд специфике оперы (на этом утверждении и основываются критики оперы Шенберга), то — тем хуже для оперы.

Шенберг освобождает музыкальную драму из оков «оперной специфики» и приходит к созданию интеллектуальной драмы на оперной сцене, возвышая оперу до уровня современного драматического театра. Однако это делается в основном музыкальными средствами, без реформы драматургических основ оперы. Чтобы проследить последовательно, каким образом это удается, понадобилось бы детальное аналитическое рассмотрение произведения.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031