Конечно, это нечто гораздо более скромное, чем претендующие на универсальность решений пьесы Э. Ионеско или С. Беккета. Однако некое духовное родство связывает их с «Карьерой мота» (и, может быть, это менее удивительный случай проникновения в оперу черт драматургии абсурда, чем, например, случай с «Жюльеттой» Богуслава Мартину, оригинальной «оперой абсурда», сочиненной в Париже еще в 1936 г.). Но так или иначе, «Карьера мота» — это остроумная «заупокойная служба» по опере, символическая «черная месса» искусству традиционной европейской оперы, господствовавшей на музыкальной сцене почти три столетия.
На смену ей постепенно приходят иные формы синтетической драмы в музыкальном театре. Кризис традиционной оперы вовсе не означает исчерпания возможностей музыкального театра. Сегодня очень мало композиторов, принципиально отвергающих театр. Если в перечне сочинений современного композитора не значится ни одной оперы, то нетрудно бывает установить, что удовлетворило его потребность сочинять общительную театральную музыку: выполнение заказа на радиоспектакль, или сочинение музыки для кино, для драматического театра, или замена оперы столь распространенной в наше время театрализованной ораторией. Нередко лишь неблагоприятные условия мешают композитору найти связь с оперным театром. И лишь в исключительных случаях жизнь формирует таких апологетов «чистой музыки», которые не поддаются соблазну зримого сценического образа, посягающего завладеть их чисто-инструментальным воображением.
Многолетние дискуссии об опере оставили нерешенными многие вопросы принципиального значения.