Власть и угнетение

Подходя к своим подчас конкретным темам чисто эмоционально, Жене неизбежно мифологизирует их, воплощает в ритуале.Власть и угнетение Один из наиболее характерных примеров — пьеса «Негры», где группа актеров-негров должна исполнить перед белой аудиторией ритуал своего отмщения белым. На сцене европейцев представляют сами негры в масках Королевы, Судьи, Губернатора, Миссионера, Слуги. Перед этими символическими персонажами негры разыгрывают ритуал соблазнения и убийства Белой женщины, а затем, после того, как Королева со свитой покидает верхнюю площадку сцены, изображая приезд в колонию карательной экспедиции, негры демонстрируют расправу с теми, кто олицетворяет власть и угнетение. Одновременно Жене, по своему обыкновению, дробит планы театральной иллюзии, давая зрителям понять, что параллельно с ритуалом, исполняемым на сцене, где-то за кулисами, «в действительности» происходит суд над предателем движения, его казнь и выборы нового делегата в Африку.

Герои Жене не имеют собственной реальности, их существование — всегда игра, фикция. Служанки изображают господу, посетители заведения мадам Ирмы (пьеса «Балкон») воплощают свои фантазии, изображая Генерала, Епископа, Судью. Как и у Пиранделло, между действительностью и игрой не существует границ, ибо действительность так же лишена содержания, как и игра. Остаются лишь внешние формы, выражающиеся в общественных условностях, прерогативах власти, т. е. в правилах игры. Но, как показывает пример Клер, результаты следования этим правилам вполне реальны и трагичны.

Не участвует во всеобщем спектакле лишь тот, кто стоит на самой нижней ступени иерархической лестницы, кто отбрасывает с самого начала все правила и условности, поставив себя вне существующей системы ценностей. Такой фигурой для Жене является преступник и аморалист.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031