Задорный вызов

Задорный вызовОн заявил, что ненависти его уже тридцать лет — «…вы взращивали во мне мою ненависть. Постепенно вы ее усовершенствовали на свой лад и превратили в тот тупой и изношенный инструмент, каковым она является сейчас. Я надеюсь, что эта ненависть поможет мне устоять на ногах (курсив мой.- А. О.) …А пока — проклятие тебе, Англия! Ты ужо гниешь и очень скоро исчезнешь совсем. Моя ненависть переживет тебя — хотя бы только на секунду. А мне хотелось бы, чтобы ненависть моя существовала вечно…».

В отличие от Осборна Шила Дилени не предложила соотечественникам ненависть как опору, как единственное средство, помогающее устоять на ногах, как панацею от всех бед. Но и она апеллировала к чувствам. С детской простотой и ясностью, в отнюдь не детской, парадоксальной форме, остро поставлен в пьесе «Вкус меда» вопрос о человеческой солидарности, о духовной близости людей.

То, что Джеф — гомосексуалист, а Джо уже беременна к моменту их встречи, бросает полемический, задорный вызов коммерческой, да и не только коммерческой, буржуазной драме, утверждающей, что связь между мужчиной и женщиной — единственно возможная связь между людьми в современном мире. Пьеса Дилени — о другом. Тема полового влечения, эротических отношений между Джефом и Джо устраняется, перечеркивается, признается ненужной и невозможной сразу.

Джо — еще моложе Джимми Портера. Ей только семнадцать. Она не училась в университете и школу еще не окончила. Ей ровно ничего не дало «государство благосостояния», но дело даже не в этом. Она растет, словно сорняк, где-то на задворках общественной жизни. Происхождение Джо, как и героев почти всех пьес молодых англичан, также демократично, но в социальном отношении оно менее определенно: кажется, отец, которого Джо никогда не знала, был попросту полоумным чудаком в родной деревне, и еще — это она знает точно — он был ирландцем («Он жил в стране сумерек, мой папа. В стране безумцев»).

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031