Закон бытия

Закон бытия

Бог, который не имеет зримого облика, понятного, знакомого образа, но все же существует как закон бытия,- это и есть чистая идея. Всякое изображение бога будет ложным. Как же заставить человеческую массу поверить в этого незримого бога? Как заставить народ следовать не выраженной наглядно идее? (В опере говорится не только о боге, но и об идее освобождения от рабства.) Попытка сделать идею образной и зримой ведет к ее извращению. Пророк Моисей, видя извращение своей идеи, разбивает скрижали. Виновник катастрофы Арон умирает, не в силах выдержать осознание вины. Идея, попавшая «на площадь», гибнет. Гибель идеи сопровождается разгулом стихийных сил, естественных, но «низменных» инстинктов толпы — человеческого «стада», одержимого коллективным психозом, распространяющимся как цепная реакция.

Текст Шенберга, широко ставящий философские и историко-социологические проблемы, остается логичным и ясным во всех деталях, несмотря на то что противоречия самой Библии доставляли ему во время работы много хлопот и огорчений. Трактовка Шенберга создает два социально-психологических типа или, может быть, две олицетворенные функции человеческого разума: Моисея, мыслителя, сосредоточенного и замкнутого в себе, правдоискателя, непримиримого и строгого аскета, и — Арона, демагога-оратора, вождя, народного «любимца», в конечном счете конформиста, предающего идею.

Золотой телец — символ обоготворяемого богатства, цели всех целей. Богатства, дающего блага и упоение ими, но влекущего за собой нравственное падение, безумие, гибель всего духовного.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031