Замена слова

Замена слова (т. е. высказывания о чем-то) действием (т. е. самим этим «что-то») оказывается своеобразной параллелью, хотя и в несколько другой плоскости, пути от вымысла к факту. В обоих случаях целью является передача многозначного и трудно расчленяемого смысла. Но, в отличие от более общего принципа документализма, предпочтение «показа» «рассказу» как элемент стиля может стать в театре частью отнюдь не документального спектакля.

Крайней формой выражения такого подхода может стать демонстрация жестокости как наиболее сильной формы непосредственного эмоционального воздействия на публику. Нагнетание тревоги в пьесе Д. Радкина «К ночи» приводит к финальной кульминации, которой оказывается убийство. Причем убийство, совершенное садовыми рабочими, изображено здесь как прорыв атавистически кровожадного начала в человеке, который может объединить даже, казалось бы, разных людей. Неспособный к анализу собственных эмоций «естественный человек» компенсирует свои неосознанные неудовлетворенность, страх и смятение стремлением к грубости и насилию. А болтливый, отлынивающий от работы и, главное, непохожий на всех старик-ирландец оказывается для героев Радкина жертвенным козлом отпущения в самом буквальном смысле слова.

Так метод «показа» в его предельно-выразительной форме в духе Арто оказывается тесно связанным с тенденцией к привлечению «естественного человека» в качестве объекта рассмотрения. Дикарь уже давно перестал быть «благородным» и потерял для буржуазного художника свой романтический ореол, но сохранил притягательность, часто приобретающую элемент болезненности.

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031