Полицейский допрашивает Шубера и, превращаясь в психоаналитика, заставляет его погружаться в разные слои своего подсознания в поисках ответа. Именно в этот мучительный момент жена Шубера начинает вносить в комнату все новые и новые чашки кофе, заполняющие весь стол. А пока терроризированный Шубер поддается нажиму и опускается на дно своего подсознания, один из находящихся тут же персонажей комментирует: «Мы избавимся от самоидентичности и единства характера». Действительно, на разных уровнях сознания Шубер проявляет себя по-разному; подобно Смитам и Мартэнам из «Лысой певицы», он может стать кем угодно, и именно это является причиной происходящего с ним кошмара.
Подобная неспособность к сопротивлению проявляется и у Амедея, героя пьесы «Амедей», которого уносит на небо превратившийся в воздушный шар труп, разросшийся в доме Амедея до невероятных размеров. Здесь как бы скомбинированы упоминающиеся выше два состояния Ионеско: легкость и все заполняющая тяжесть, выраженная постоянно растущим трупом.
Отдавшись во власть штампов, абсурдной логики, «здравого смысла», герои «раннего» Ионеско являются своеобразными «жертвами долга», подверженными в результате своего конформизма действию неких иррациональных сил. В пьесе
«Убийца не для заработка» подобной силой является тщедушный убийца, с которым мирится население городка. Но здесь, в отличие от предыдущих пьес, появляется тема сопротивления злу, воплощенная в фигуре Беранже, который, хоть и безуспешно, но пытается противопоставить что-то свое миру, грозящему обрушиться на него и раздавить.