Классические произведения сыграли большую прогрессивную роль в становлении Народных театров. Они помогли театрам привлечь и воспитать широкие слои демократического зрителя. Между ним и театрами был установлен тесный и постоянный контакт. Превратившись из клиента в сотрудника театра, этот зритель смог, наконец, сформулировать свои требования. И драматурги получили теперь возможность работать не на абстрактную, безликую публику, а на зрителя, чьи интересы, стремления и возможности им были хорошо известны. Они знали, что «трудовой народ волнуют темы и сюжеты, близкие его сердцу, он охотнее всего идет смотреть пьесу, рассказывающую об окружающей действительности». Но в первые послевоенные годы таких пьес почти не было, и их заменяли лучшие произведения классиков. На новом этапе появляется все больше пьес на современные темы, к которым обращаются теперь Народные театры. Нередко они предпринимают попытки вырастить собственных драматургов, устанавливают связи с современными писателями. Практика Народных театров уже знает ряд плодотворных и многообещающих опытов такого сотрудничества.
В отличие от французских и итальянских театров, английские Народные театры с первых дней своего существования ориентировались преимущественно на современные пьесы. Театр «Уоркшоп» поставил своей целью «возродить великие традиции английского театра, создать театр народного искусства, в котором игра актеров будет реалистической, спектакль живым и правдивым, классические или современные пьесы — полны значения, а героем этих пьес будет народ». Из классики «Уоркшоп» выбирал в основном пьесы елизаветинских драматургов.