Поскольку в конкретно-историческом и политическом, аспекте материал уже освещен, в настоящий момент представляет интерес вопрос о том, каковы были функции интеллектуализма в литературе и искусстве, какой след оставил он в современной художественной культуре.
В самом деле: в критической литературе Запада очень многие, самые разные по внешности и идеям, произведения относятся к разряду «интеллектуальных». Интеллектуальными художниками называют драматургов Брехта и Сартра, Ануйля и Дюрренматта, прозаиков Томаса Манна, Фолкнера и даже Генриха Бёлля; кинематографистов Бергмана и даже Феллини. Хотя различие их методов творчества и взглядов на жизнь бросается в глаза.
Существует методологическое различие между произведением, которое исследует предмет с позиций разума, и произведением, которое делает сам разум предметом своего исследования.
В первом случае пользуются критерием разума и оружием интеллекта в художественной обработке материала. Этот тип интеллектуального художника можно было бы наиболее просто охарактеризовать так: это тот, кто разумно исследует и отражает неразумную действительность.
Рассматриваемый тип художника-интеллектуалиста отражает именно действительность, а не только свою мысль об этой действительности; исследует окружающий мир, нередко углубляясь при этом в историю или в дальние страны, чтобы его наблюдения имели вес больший для разума, чем свежая, не повторенная практикой, «не удостоверенная», не тиражированная множеством однотипных явлений непосредственность.