В числе своих учителей он называл Фолкнера и Кафку. «Я не уверен,- говорил Сартр,- что у Кафки идет речь об иррациональном, об абсурдном. Скорее — о конфликте разума ищущего, историзирующего и — разума остановившегося, застывшего. Абсурдная ситуация возникла бы в том случае, если бы речь шла об иллюзии, или, что то же самое, если бы между обоими типами сознания существовала взаимная несовместимость. Но Кафка прав, когда утверждает, что вполне закономерно требовать права входа в Замок, что есть пути и способы, как проникнуть в него, хотя одновременно существует масса доводов, причин и конфликтов, которые препятствуют этому. Все это — вполне человеческая ситуация, никоим образом не абсурдная. Впрочем, даже Беккет не абсурден в своем страхе, в своем пессимизме. И этот страх, и этот пессимизм очень человечны, рациональны».
Отождествление рациональности и человечности — исходная предпосылка всей интеллектуальной драматургии. У Сартра же эта мысль, остающаяся неизменной при всех метаморфозах, которые претерпевали его политические взгляды,- выражена с так присущей ему «оголенностью» и нетерпимостью.
С Кафкой же французские интеллектуалисты были связаны всем тем, что выходило за пределы их интеллектуализма. Гипертрофированное во французском экзистенциализме понятие тоски и тревоги, а также изученные экзистенциалистской драмой и прозой психофизиологические комплексы страха — вот кафкианские мотивы французской интеллектуальной драмы.
В «Процессе» и особенно в «Замке» экспрессионизм кризисно, катастрофически сливается с экзистенциалистским мироощущением. В этом и заключена одна из тайн долговечности творчества Кафки. Экспрессионизм в разных видах искусства и у разных художников развивался и изживал себя, как известно, в самых несовместимых, противоположных направлениях.
Обвал цен! www.s-b-t.ru - буровой инструмент купить цена биит производитель бурового инструмента низкие цены. Смотрите подробности |