Архив за год: 2013

Характеры пьесы

Единство с самим собой, найденное Колби, помогает супругам Малхэммер лучше узнать друг друга. Оказывается, сэр Клод был неправ, думая, что леди Элизабет не поймет его тайного влечения к искусству. Сама же леди Элизабет, оказывается, всегда мечтала «вдохновлять поэта», а сэра Клода считала сухим финансистом. Отношения сэра Клода и леди Элизабет — прямая параллель Эдварду и Лавинии из «Вечеринки с коктейлями». Они также под влиянием духовно более развитой, избранной личности познают себя и друг друга, и сердца их, по замыслу автора, должны наполниться той земной любовью, которая и является в их случае выражением любви к богу.

Читать далее

Сценический миф

Сценический миф

Фергюссон утверждает необходимость следовать на сцене жизненному ритуалу, утверждает первенство жизненной реальности, апеллируя к реальности духовной, к идее гармонического общества, к необходимости здорового общественного существования и т. п. Можно сказать, что для Фергюссона сценическая реальность покоится на внесценическом духовном мифе — мифе (или мечте) о духовно здоровом обществе.

Читать далее

Символ капиталистического богатства

Символ капиталистического богатстваЕсли для буржуа 20-х годов викторианская Англия представлялась как нечто вроде «потерянного рая», символом капиталистического богатства и процветания, то для современного буржуазного зрителя этот «рай» переместился в США. Поэтому и действие в спектакле Пикколо-театра перенесено из Англии времен королевы Виктории в США накануне первой мировой войны. В новой буржуазной мифологии президент сменил королеву, и в бюро шефа полиции висит, естественно, портрет Авраама Линкольна, фунт стерлингов заменился долларом, а конюшня, где Макхит справляет свою свадьбу, преобразилась в гараж — место действия многих гангстерских фильмов.

Читать далее

Тенденция большой исторической драмы

Тенденция большой исторической драмы

Тенденция большой исторической драмы, намеченная Хиндемитом в его «Матисе» и «Гармонии мира», косвенно или прямо отражается во многих послевоенных произведениях.

Читать далее

Пьеса «Карьера Артуро Уи»

Пьеса «Карьера Артуро Уи» обошла многие Народные театры Франции и как бы проложила путь для освоения драматургии Брехта. Именно брехтовские спектакли в этот период выводили французский театр на арену активной общественной жизни.

В итальянском театре Брехта утвердил Стрелер. «Речь о Брехте» Миланский Пикколо-театр начал в свой юбилейный сезон десятилетия — в 1956 г. — постановкой «Трехгрошовой оперы». Ключ к идейному раскрытию пьесы Стрелер увидел в тираде Пичема, обращенной к шефу лондонской полиции. «Кого вы можете здесь арестовать? Нескольких молодых людей, которые, радуясь коронации, устроили небольшой маскарад. Если же на улицу выйдут настоящие горемыки — здесь таковых не т,- это будет многотысячная толпа». Таким образом, нищета в спектакле Пикколо-театра — всего лишь маскарад, а убогие и калеки — это лишь маски по сравнению с истинной нищетой, которую они скрывают и разоблачают одновременно.

Читать далее

Положение Джимми Портера

Будет так же бессмысленно и бесславно, как выйти на дорогу и стать перед мчащимся автобусом».Положение Джимми Портера Сила Джимми в том, что, в отличие от своего друга Хью, он не покинул Англию, считая это «капитуляцией перед трудностями». Его сила — в бескомпромиссности, в требовании верности: «он требует строжайшей верности и преданности не только ему, но и всему, во что он верит: его настоящему и будущему, даже его прошлому, преданности людям, которых он ценит, тем, кого он люнл и любит». У него есть «поразительная способность к любви и дружбе».

Читать далее

Фашистские идеологи

Почему фашистские идеологи, такие, как Розенберг, во многом опирались на Хайдеггера.Фашистские идеологи Они рационалистически и утилитарно извлекали нз его взглядов так же, как и из взглядов Ницше, из «религиозных мучений» Ницше и из других философских систем все иррациональное, все мистическое в интерпретации зла, а так же все то, что связывает человека с массами себе подобных идеями силы и предначертанности общей судьбы: необходимостью фанатического осуществления вне личной, абстрактной модели мира. Рабовладение и варварский идеал агрессии и воинской доблести — вот далекие образцы фашистской модели. Фашистская идеология с холодным житейским расчетом спекулятивно использовала иррационалистические методы философии. Примером вполне рационалистического и политиканского использования подобных мотивов было исследование ницшеанского тезиса «умер бог». Раз «умер», значит «все позволено», со всеми вытекающими отсюда последствиями смердяковщины. Современные религиозные мыслители и историки теософии напоминают, что Ницше сказал «умер старый бог». И что тезис его имел скорее констатирующий, чем профетический характер. Но фашистские философы сделали Ницше своим «пророком». Такова была спекулятивная логика фашистских идеологов. Фашистская демагогия очень ловко делала Ницше, Бергсона и других представителей иррационализма в философии ответственными за фашизм. Это означало абсолютно сознательно путать причины и следствия, чтобы тем самым затемнить в глазах народа социологическую природу фашизма, а историю его реально-исторического возникновения подменить эманацией философских идей, понятий и образов. Исторические явления выводить из абстрактных дефиниций стало на протяжении трех десятилетий XX в. тщательно разработанным методом софистической догматики.

Чувства театра

Чувства театра

З. Мельхингер исходит из чувства театра, равнозначного у него чувству протеста, присущему каждому и реализованному в социальной функции театра; театр — это островок реальности, внеположный миру обманутых и обманщиков, миру вечных «иллюзий». Наконец, З. Бентли пишет о проекции на сцене реальных отношений, связей, борьбы, ежечасно порождаемых жизненным опытом, конкретно-исторической и социально-бытовой диалектикой.

Читать далее

Особенности формы

Особенности формы

Вопросу об ответственности убийц посвящена и «оратория» Петера Вайса «Расследование». Только здесь речь идет не о политиках, отдававших распоряжения в тиши кабинетов, а о палачах, рьяно выполнявших их приказы. Обе пьесы служат грозным предостережением: возможность повторения не исключена.

Читать далее

Столкновение научной мысли и догматической веры

Еще до завершения оперы Хиндемит построил из того же тематического материала симфонию, которая стала в 50-х годах одним из самых популярных произведений современной музыки. Сценическая судьба оперы сложилась менее благоприятно. Симфонический вариант «Гармонии мира» разрабатывает лишь самые обобщенные, не зависящие от частностей сюжета темы, а опера страдает именно от обилия тем и сюжетных линий. В сравнении с «Гармонией мира», «Моисей и Арон» Шенберга, казалось бы, предел сложности для современной оперы с его концентрированным вокруг одной проблемы действием и всего лишь тремя персонажами (Моисей, Арон и «народ») оказывается гораздо более простым.

Читать далее

Май 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031