Музыка оперы Бриттена сохраняет свою непреходящую ценность, тогда как его театр, сегодня еще жизнеспособный, скрывает в себе признакгг стандартизации, омертвения форм, потому что он чрезмерно связан эстетикой традиционной оперы.
Вторую сильную и плодотворную традицию современной немецкой онеры создал своими музыкально-театральными сочинениями Пауль Хиндемнт. «Убийца — надежда женщин» и «Святая Сусанна» были несколько поверхностным прикосновением к экспрессионизму. «Туда и обратно» и «Новости дня» сближают Хиндемита с сатирической оперой Крженека и Вай-ля. «Кардильяк» ведет к неоклассической стилизации Стравинского, и лишь в 30-х годах Хиндемит создает вполне самостоятельный тип оперной формы, которая обязана своим происхождением немецкой романтической онере, но во многом родственна и русской «народной драме» Мусоргского.
Либретто «Художника Матиса», написанное самим композитором в напряженной и сложной обстановке 1933- 1934 гг. в Германии, показывает, что идеологически Хиндемит стоял тогда на позициях осознанного антифашизма. Композитор дает свою трактовку народа, полемически противопоставленную нацистскому идеологическому термину. В частности, это касается и понятия «мнение народа», «суд народа» в делах искусства. Последняя сцена из вагнеровской оперы «Нюренбергские мейстерзингеры» стала в гитлеровской Германии хрестоматийным примером такого «народного суда» и мнения, обязательного для искусства и художников. Еще не зная будущих размеров этой демагогической пропаганды, Хиндемит в своей опере создает образную антитезу вагнеровскому народу-ценителю, народу-судье, и это не единственный признак полемичности оперы.